- 28.05.2024
- Примерное время чтения: 14 минут
Сувениры из Нижнего Новгорода: что привезти в подарок из путешествия
Нижний Новгород существует более восьми столетий, и за века в старинном русском городе и его окрестностях сложились крепкие ремесленные традиции. Примерно третья часть всех русских народных промыслов была сосредоточена на Нижегородчине. Об искусных мастерах и их уникальных ремёслах знали во всех русских губерниях. Хохломская роспись и городецкая золотная вышивка, ворсменское ножевое производство и мериновские матрёшки, изысканный гипюр и борнуковская каменная резьба. Старинные традиции здесь сохраняются и сегодня. Долго искать, какие же подарки привезти из Нижнего Новгорода, вам точно не придётся.
Городецкий пряник
Тульский пряник известен всем, а знаете ли вы про городецкие пряники? Ведь вкусом и качеством печатные пряники из Городца нисколько не уступают тульским, хоть и не так знамениты. Приезжая на Нижегородчину, вы сами можете в этом убедиться. У городецких пряников — ярко выраженный ароматный вкус, разнообразие начинок и обилие глазури. Среди подарков, которые можно привезти из Нижнего Новгорода, городецкий пряник занимает одно из первых мест.
Когда началась история городецкого пряника — точно неизвестно, но уже в XVIII столетии появились первые упоминания о нём. В Городце пекли пряники целыми семьями, создавая фамильные традиции выпечки. В год выпекалось порядка 150 тонн вкусного кондитерского продукта. Нижегородские мастера соревновались в производстве пряников, придумывая разнообразные формы и необычные начинки — джемовые, медовые, ореховые, и даже ликёрные. Пряники больших размеров заказывали на свадьбы и другие торжественные мероприятия. Говорят, что самый большой из них весил 25 килограммов. А эксклюзивные экземпляры поставлялись к императорскому двору.
Сувениры с декоративной росписью
Главным промыслом нижегородских ремесленников стала художественная обработка дерева. Существует несколько видов нижегородской декоративной росписи.
- Хохломская роспись — самая известная не только в регионе, но и за его пределами. Зародилась она в XVII столетии, в левобережных волжских сёлах. Деревянные заготовки для хохломской росписи покрывают глиной, олифой и тонким слоем олова. Затем окрашивают в фоновый цвет, а сверху наносят узоры. Изделие сушат в печи, и в завершение обрабатывают лаком. В хохломской росписи используют красные, чёрные и золотистые масляные краски. Рисунок чаще растительный, с пышными узорами. Получается яркая, самобытная деревянная утварь — мебель, посуда, игрушки.
- Городецкая роспись появилась в середине XIX столетия. Сувениры с городецкой росписью отличаются обилием красок ярких оттенков и цветочными мотивами. В цветочные композиции нередко включаются фигуры животных и птиц. Раньше мастера расписывали большие сундуки, лавки и другие предметы интерьера, создавая целые сюжеты на темы деревенской жизни — с фигурами крестьян, рисунками домов и окружающей природы.
- Семёновская роспись связана с оформлением деревянных кукол-матрёшек. Первая такая куколка с широко распахнутыми голубыми глазами, длинными ресницами и румяными щёчками появилась в селе Мериново Семёновского уезда. Именно здесь придумали матрёшечный вариант деревянных кукол — когда игрушки вкладываются одна в другую. Чем больше составных частей в одной матрёшке, тем кукла была дороже. Сегодня матрёшечные традиции не забыты, и сувениры с семёновской росписью в Нижнем Новгороде продаются в больших количествах.
- Полховско-майданская роспись зародилась в Вознесенском уезде, в деревне Полховский Майдан. В первые годы деревянные изделия вырезались вручную, а затем мастера стали использовать токарные станки. Именно поэтому полховско-майданские матрёшки заметно отличались от остальных нижегородских кукол вытянутым силуэтом. А вместо традиционного сарафана эти куколки носили красочные передники. Сувениры с полховско-майданской росписью легко узнаваемы по сочетанию цветов (жёлтый/синий; красный/зелёный) и роскошным бутонам роз, которые преобладают в большинстве сюжетов.
Иван-чай
Производство чая связывают с Китаем, откуда напиток № 1 разошёлся по многим странам. При этом чайные традиции сильны и в России — и тоже благодаря китайскому чаю. Китайский чай стали завозить на Русь ещё в средние века. Но экзотический напиток не все могли купить из-за его высокой стоимости, и фабриканты стали искать альтернативные пути. На помощь пришёл обычный кипрей, который весьма напоминал по вкусу китайские чёрные и красные чаи. Основное производство находилось в селе Копорье под Петербургом, поэтому чай из кипрея был известен как копорский. А второе его название — иван-чай.
Производимый в России напиток быстро стал популярным, и тоннами вывозился в Европу. Иностранцы его ценили, и считали целебным. Иван-чай действительно обладает лечебными свойствами благодаря содержащемуся в нём танину.
В середине XIX столетия копорский чай неожиданно запретили. Говорят, что всему виной стали нечестные купцы, которые подделывали чайный продукт из Китая. Торговцы частично добавляли в китайское сырьё листья кипрея, и таким образом увеличивали объём своего товара. На долгое время про иван-чай практически забыли, но в XX столетии его производство возобновилось в нескольких регионах. Сегодня иван-чай производят и на Нижегородчине, в Городецком районе.
Деревянные резные сувениры
Густые леса, которыми славились нижегородские земли, сыграли большую роль в развитии деревянных промыслов. Одним из них с середины XVIII столетия стала резьба по дереву. В отличие от ажурных сквозных техник, нижегородская резьба была «глухой», и объёмный рисунок вырезался сверху на толстой деревянной доске-основе. Эта техника применялась в оформлении волжских деревянных судов, поэтому второе её название — «корабельная». Подобными орнаментами украшали оконные наличники, ставни, ворота и двери. Отсутствие сквозных отверстий придавало глухой резьбе массивность и эффектный объём.
Нижегородские резчики создавали на деревянных полотнах мифологические сюжеты — с русалками, павлиньими хвостами, диковинными птицами, и даже египетскими орнаментами. Старинные традиции сегодня продолжают семёновские мастера, создавая красивые резные узоры на деревянной посуде и предметах интерьера.
Изделия из обработанного камня
Камнерезный промысел в селе Борнуково возник не случайно. В одной из близлежащих пещер добывался красивый поделочный камень ангидрит, текстурой похожий на мрамор. До середины XIX столетия камень полностью вывозился для отделки императорских дворцов. А когда разрешили частную добычу ангидрита, то она положила начало камнерезному искусству.
Палитра оттенков борнуковского мрамора была настолько широка, что резчики создавали удивительно красивые композиции. Борнуковские поделочники стали учиться у знаменитых уральских камнерезов, и вскоре достигли уровня их мастерства. Резные анималистичные фигурки из ангидрита и роскошные мраморные столешницы экспонировались не только в России, но и на международных выставках.
Старинные методики обработки камня сохранились и сегодня. Главным направлением по-прежнему остаётся воплощение в камне образов птиц и животных. Также в Нижнем Новгороде можно приобрести и другие интересные сувениры из обработанного камня — шкатулки, подсвечники, вазочки, подставки для канцелярских принадлежностей.
Изделия из войлока
Давние традиции на Нижегородчине сложились и у валяльного промысла. В зимние месяцы огромную роль играли хорошие валенки, но не каждая крестьянская семья могла позволить себе иметь несколько пар валенок. Часто одна пара служила всем — надевали её по очереди. А всё потому, что процесс валяния шерсти достаточно трудоёмок, и мастеров-валяльщиков было не так много. Из овечьей шерсти натурального окраса валяли войлочное полотно, из которого затем шили тёплые валенки. А богатые клиенты заказывали себе изделия из нежной шерсти козы.
Со временем войлок научились красить, что пригодилось в производстве войлочных ковров, шляп, тапочек. Основные нижегородские валяльные производства, которые сложились в Арзамасе и городке Бор, по-прежнему производят вещи и предметы из войлока. И пусть валенки уже не в чести, но элегантные фетровые шляпы и тёплые войлочные тапочки станут прекрасным подарком из Нижнего Новгорода.
Казаковская филигрань
Если вы любите тончайшие изысканные узоры на металлических изделиях — вам обязательно придутся по душе сувениры с казаковской филигранью. Тонкую работу, требующую особого мастерства, в России издавна зовут филигранной. Красивейший вид ювелирной техники, известный как скань (филигрань) искусно использовался русскими мастерами-умельцами. Метод основан на оформлении ювелирных украшений и сувениров сканью (тонкими скрученными металлическими нитями) и зернью (миниатюрными металлическими шариками). У самых умелых ювелиров получались просто потрясающие изделия — бесконечно ажурные и изящные.
Особенно преуспели в создании изысканных сувениров в нижегородском Казакове, где сложилось крупнейшее производство филигранных изделий. Казаковская филигрань, где кружевной растительный орнамент сочетался с геометрическими формами, была легко узнаваема. Изделия плели из тонкой медной проволоки и покрывали раствором серебра. А шарики зерни для эффектного внешнего вида зачастую красили в разные цвета. Традиции филигранного художественного промысла в Казакове сильны и сейчас, а выбор сувениров — ваз, ларцов-шкатулок, салфеток — очень богат.
Глиняные сувениры
Село Богородское (ныне — город Богородск) с XVI века славилось традициями гончарного мастерства. Богородские умельцы производили глиняные изделия на все случаи жизни. На несколько тысяч жителей в селе Богородском насчитывалось полторы сотни мастеров гончарных дел. Большим спросом пользовалась глиняная посуда, которая продавалась и за пределами Нижегородской губернии. Для богатых заказчиков гончары делали глиняные кисельницы. Когда горячий кисель заливался в глиняную форму и застывал — внизу отпечатывался орнамент, которым украшали дно кисельницы. В Нижегородском музее-заповеднике хранится 2,5 десятка разнообразных старинных кисельниц.
В регионе и сегодня стараются поддержать глиняный промысел, который в прошлом столетии стал угасать — здесь открылись новые мастерские, создан Музей керамики, работает Центр гончарного искусства. На память из Нижнего Новгорода туристы обязательно увозят глиняные свистульки, керамические кувшины, вазы и кашпо.
Балахненское кружево
Одно из ремёсел, которыми славится Нижегородская область, — кружевоплетение. Традиции его зародились ещё в XVII веке, а центром кружевного производства стали город Балахна и две сотни окружающих его деревень. Нижегородское кружево плелось на коклюшках, отличаясь большой сложностью изготовления. В других кружевных техниках в процессе плетения использовалось около двух десятков пар коклюшек, а в балахненской их было несколько сотен. Трудоёмкий процесс занимал много времени, и на одну небольшую салфетку уходили месяцы. Уникальная особенность балахненского кружева — тюлевая фоновая решётка, которая выплеталась вместе с узором.
Красота нижегородских кружевных изделий мгновенно стала востребована в Европе, и вскоре этим ремеслом занимались уже десятки тысяч мастериц в разных губерниях. Триумфом русского кружевного промысла стала середина XIX столетия, когда английская королева Виктория появилась на своей свадьбе в платье с балахненскими кружевами. Благодаря современному оборудованию, процесс производства кружев сегодня значительно упрощён. Гости Нижнего Новгорода с удовольствием увозят в качестве подарков кружевные салфетки, скатерти, воротники, перчатки, накидки.
Нижегородский гипюр
В конце XIX столетия ряды нижегородских кружевниц в деревне Катунки пополнили вышивальщицы. Мастерицы работали особенной строчевой вышивкой — узоры создавались на сетчатой ткани, а сетка получалась путём выдёргивания ниток из полотна. Катунские вышивальщицы придумали белоснежные геометрические узоры, которых насчитывалось несколько десятков вариантов. Самые популярные из них — «ромашки-бобурки» и «цветки-ромбы». Такая техника называлась нижегородским гипюром. Швеи создавали роскошные гипюровые покрывала, скатерти, шторы, детали для праздничных нарядов. Секреты вышивального мастерства передавались из поколения в поколение. И роскошные гипюровые изделия по-прежнему доступны в магазинах Нижнего Новгорода.
Ворсменские ножи
Ножевой промысел в Нижегородской губернии зародился ещё во времена Ивана Грозного. Развитию кузнечного дела способствовали открытые в этих местах железорудные залежи. Мастера производили холодное оружие, орудия труда и бытовые металлические принадлежности. Позднее отдельные семейные подворья объединились в слесарную мастерскую, созданную в деревне Ворсма Павловского уезда. Производство росло с каждым годом, и вскоре слава ворсменских ножей вышла далеко за пределы губернии. Ножи идеальных форм с качественными лезвиями украшались красивыми ручками из резного дерева и кости — с перламутром и драгоценными камнями. Выполненные искусными мастерами-оружейниками, они экспонировались на выставках европейских столиц.
Традиции ножевого промысла в Ворсме, которая ещё в середине прошлого столетия стала городом, не забыты и сегодня. Качественные ножи с эффектными ручками станут отличным сувениром с нижегородской земли
Изделия старинных нижегородских ремёсел настолько разнообразны, что в поездку придётся приготовить отдельный чемодан для подарков. И если вы приобретёте тур в Нижний Новгород на нашем сайте, то обязательно увидите самые интересные места города, и увезёте с собой лучшие сувениры.